Банки раскошелятся на биометрию

  • 03.09.2018

>

Подключение банка с одним отделением к системе будет стоить 3–4 млн рублей

В России определились с перечнем «базовых элементов», который будет необходим кредитным организациям для сбора биометрической информации и передачи её в Единую биометрическую систему. Предполагается, что подключение финансовой организации с одним отделением обойдётся в 3–4 млн рублей, каждый последующий офис будет стоить 130 тысяч рублей.

При этом банкам не удастся избежать расходов, т.к. к концу следующего года сбор биометрии будет обеспечен во всех кредитных организациях. Но те банки, которые практически не работают с населением, будут освобождены от груза обязанностей.

Соответствующие вопросы поднимались на закрытом совещании в «Ростелекоме», пишет «Коммерсант». Оно было посвящено исполнению финучреждениями требований информационной безопасности при сборе биометрии. Согласно данным источников издания, в нём участвовали представители ЦБ, ФСБ, а также топ-20 отечественных банков. В ходе совещания особое место было уделено вопросам безопасности: у банка в обязательном порядке должен быть установлен антивирус и настроена система обнаружения угроз.

По итогам заседания и был утверждён список «базовых элементов» для подключения к системе биометрии, благодаря которому можно рассчитать все затраты на данные процедуры. Так, необходимая настройка оборудования и аттестация системы ЕБС — всё это потребует от банков около 1,2 млн рублей. Также после присоединения к системе кредитным организациям придётся тратить по 800 тысяч рублей на годовое обслуживание.

Напомним, что к 1 января подключиться к системе должны 20% отделений банков, к 1 июля — 60%, а к концу следующего года — 100%.

Malte Ossowski/SVEN SIMON/Global Look Press

Сейчас в России действует менее 500 банков, а собирают биометрическую информацию только 50. По состоянию на 2 августа в системе находились данные всего 1200 человек. Это крайне мало для окупаемости проекта. Безусловно, сначала банкам предстоит потратиться и финансирование для внедрения оборудования ложится на плечи самой кредитной организации. В этой связи может подорожать годовое обслуживание пластиковых карт, использование мобильного банка, комиссии за переводы и т.д.

Важно понимать, что некоторая часть кредитных организаций сконцентрирована на обслуживании корпоративных клиентов. В этой связи поток клиентов, желающих сдать биометрию, будет там, скорее всего, минимальным. 

Биометрия как часть жизни

Как отметила News.ru руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Екатерина Туманова, сбор биометрических данных — это новый элемент в жизни россиян. На самом деле эта процедура упрощает жизнь многим, т.к. теперь не обязательно ходить в банк, всё можно делать по телефону, или планшету. Достаточно сходить один раз и оставить свои данные.

«Подобная система используется уже в Индии — она позволяет пользоваться фактически с любыми услугами: получения талонов на еду, социальных субсидий и топлива для кухни до расчётного счёта в банке, кредитов, страховки, пенсии, операций с недвижимостью и т.д.», — отметила Туманова.

По её словам, чем быстрее будет пополняться база ЕБС, тем быстрее банки почувствуют выгоду. И такая система выгодна финансовым учреждениям — банк сможет сократить штат сотрудников, в будущем сократить отделения, при этом эффективность станет лишь расти, потому что всё постепенно будет переходить в дистанционное обслуживание. 

«Но готово ли население? Скорей всего, молодежь, маломобильные граждане, занятые бизнесмены будут более активны в этом вопросе. Вторая часть первое время будет наблюдателем, и примкнет к первым, когда убедится, что эта система работает на благо», — сказала она.

Ferrari/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Но всё новое воспринимается сначала критично, а потом уже мы привыкаем к новым удобствам.

Борьба за каждого клиента

Со своей стороны эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов заявил, что стимулом для сбора биометрических данных клиентов банка послужили несколько причин. По сути, главная из них — безопасность. Стоит отметить, что современные банковские системы безопасности довольно неплохо справлялись со своими обязанностями, но в силу высокого роста информационных технологий необходимо не оставаться на месте и совершенствовать каждую отдельно взятую структуру банковского сектора в том числе и сферу безопасности. 

«В настоящее время среди банков зашкаливает конкуренция за платёжеспособного клиента. Особенно, если речь идёт о тех клиентах, которые имеют депозиты в банках. Первостепенная задача банка — обеспечить надёжность и сохранность средств вкладчиков», — сообщил Гасанов.

Поэтому решение о переходе на сбор биометрических данных основано как на вопросе безопасности, так и удобства идентификации клиента, а также на сохранении времени при открытии депозитов или выдачи кредитов.

Сейчас если и пугает цифра расходов на переход к сбору биометрических данных и биомониторингу, то в любом случае именно наличие биометрической информации намного сократит расходы, связанные с обслуживанием клиентов. 

«Это может отразиться на сокращении расходов при обслуживании клиентов. Сотрудникам физически не обязательно будет присутствовать при оформлении депозитов или выдачи кредитов. Всё будет происходить дистанционно, при этом во много раз сократится и время обслуживания», — считает эксперт.

Thomas Frey/dpa/Global Look Press

В настоящее время каждый банк индивидуально создаёт подобную систему биометрии, но когда будет сформирована единая биометрическая база, то это будет некий стандарт для всех банков, что. Безусловно, сократит время на поиск вариантов забора биометрических данных клиентов. Так или иначе банкам придётся нести расходы на сбор биометрии за счёт как депозитных, так и кредитных портфелей.

И за чей счёт?

В свою очередь главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов заявил, что если банки понимают, что конечные расходы лягут на их клиентов, то они должны готовы идти на любые траты.

«Поэтому говорить о том, что расходы на биометрию сильно повлияют на финансовое положение наших банков я бы не стал. Да, есть проблемы у банков, которые обслуживают в основном корпоративных клиентов, однако и в этом случае или их исключат из списка обязательного подключения, или они переложат груз расходов на своих клиентов через увеличение различного рода комиссий и ставок», — сказал Богданов.

Конечно, банки вполне могли бы обойтись и без сбора биометрической информации, но есть закон, который в целях безопасности устанавливает необходимость и регламент данной процедуры. Возможно, будут внесены поправки, чтобы не пострадали небольшие корпоративные банки, так как в нынешнем варианте закона не предусмотрено исключений. 

Необходимость сбора биометрических данных диктуют потребности национальной финансовой безопасности, поэтому сомневаться можно только в деталях этого закона, в нынешних сложных условиях такой закон, конечно же, необходим.

#БАНК
#данные
#биометрия

Источник: news.ru